Основная образовательная программа МБДОУ детский сад «Василёк» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) на основе Инновационной Программы дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021г.
Цель и задачи деятельности МБДОУ детский сад «Василёк» по реализации основной образовательной программы дошкольного образования определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности в 2020-2021 учебном году, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
ЦЕЛЬ: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Для осуществления этой цели решаются следующие ЗАДАЧИ:
ü охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
ü обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
ü создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
ü объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
ü формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
ü формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
ü обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
ü обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Цели и задачи программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная), музыкальной, чтения.
Парциальные программы:
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки»; «Умные пальчики»
- С.Н. Николаева. «Юный эколог»
- Л.Л. Тшиофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»
-Н.В. Дубровская «Художественно-эстетическое развитие дошкольников 2-7лет»
Основная образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Основная образовательная программа сформирована на основе основных принципов дошкольного образования:
Ø полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
Ø построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
Ø содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Ø поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОУ с семьей;
Ø приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Ø формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка различных видах деятельности;
Ø возрастная адекватность образовательного процесса (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Ø учет этнокультурной ситуации развития детей и др.
Содержание Программы обеспечивает реализацию ее целей и задач в различных видах деятельности детей.
Образовательная деятельность в группах дошкольного возраста проходит через виды детской деятельности, приемлемые для детей 2 - 7 лет. Организованное групповое, подгрупповое, индивидуальное обучение воспитанников в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Деятельности детей во взаимодействии со сверстникам и взрослыми с опорой на содержание предметно - пространственной развивающей среды группы и возрастные и индивидуальные особенности детей:
Ø в раннем возрасте (2 года - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстникам руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
Ø для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстника, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Результативность освоения программы:
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и групп, а также территории прилегающей к ДОУ, является приспособленной для реализации Программы и оснащена материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Форма обучения - очная.
Уровень образования - дошкольное образование.
Нормативный срок обучения - с момента наступления образовательных отношений (поступление в детский сад) до окончания образовательных отношений.
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной - законодательством не предусмотрен.
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) - образование осуществляется на русском языке.
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей образовательной программой - Уставом не предусмотрены.
Практика, предусмотренная соответствующей образовательной программой - Уставом не предусмотрена.
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий - не используются.
Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса:
- образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы:
не предусмотрено
- образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы, дополнительно для каждой образовательной программы, дополнительно, для каждой образовательной программы указывают информацию:
*об уровне образования: не предусмотрено
*о коде и наименовании профессии, специальности, направления подготовки: не предусмотрено
- направления и результаты научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций дополнительного профессионального образования):
не предусмотрено
- результаты приема по каждой профессии, каждой специальности среднего профессионального образования, каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными уровнями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об оказании платных образовательных услуг, о средней сумме набранных баллов по всем вступительным испытаниям (при наличии вступительных испытаний), а также о результатах перевода, восстановления и и отчисления:
не предусмотрено